О трапезе вообще
Приводим выдержку из книги Л. В. Суровой «Открытый урок». Но сначала поясним, почему мы это делаем. В этой выдержке говорится о детской трапезе, но по опыту можно уверенно сказать, что то же происходит и на трапезах у взрослых людей. Чтобы понять назначение христианской трапезы, взрослые должны отнести к себе почти все, что здесь сказано о детях, кроме трапезы с родителями. А почему мы не опускаем материала о трапезах с родителями, так это для того, чтобы родители детей, посещающих наш Приход, имели представление о значении наших с ними совместных трапезах.
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАСТОЛЬЯ»
«Совместная трапеза имеет большое воспитательное значение. Мы говорим не об усвоении этикета, который дает возможность прилично вести себя за столом, хотя и это хорошее дело, — главное значение трапезы для нас в том, что она учит видеть соседа. Чтобы разделять с человеком дары, посланные Богом, уважать его вкусы, и вообще, чтобы с ним жить — нужно научиться его видеть. Для ребенка, все время чувствующего себя и сосредоточенного на своих желаниях, это непросто. Застолье помогает нам устроить настоящую встречу друг с другом.
К тому же совместные трапезы — в традиции христианской Церкви. Воскресные агапы, трапезы любви, были собраниями единоверцев, близких по духу и жизни, радующихся возможности беседы и теплой встречи. В I веке по подобию Тайной Вечери агапы были евхаристическим собранием и заканчивались причащением христиан; в последующее время Причастие стало предшествовать братской трапезе.
И в русской культуре застолье также занимает видное место. Дружеские трапезы, пиры с богатым угощеньем, песнями, шутками, веселыми историями были любимы еще в Древней Руси; живет эта традиция доброго застолья и сегодня.
Но надо помнить, что никакая трапеза не может быть ритуализирована; это — прежде всего, акт культурного, а не мистического единства.
Наше детское застолье — это продолжение наших занятий, особая форма урока. Кстати, на ней, как правило, присутствуют и родители. Совместная трапеза — это их встреча со своими детьми на нейтральной территории. Родители здесь как бы в гостях у детей; дети знают закон этого дома: что можно, чего нельзя, что где находится — они чувствуют себя хозяевами и учатся принимать дорогих гостей.
К тому же есть одна деликатная проблема: не все родители «знают» и чувствуют своих детей, не все умеют с ними дружески общаться дома. А это важно для обеих сторон. Ведь именно родители могут сделать наш педагогический процесс непрерывным и по-настоящему эффективным. Темы, разобранные в классе, навыки, приобретенные на уроках, дома могут не только закрепиться и развиться, но глубоко войти, «врасти» в жизнь ребенка. Но может произойти это только тогда, когда родители «увидят» своего ребенка, увидят и заговорят с ним на его языке; а этому большинству из них надо еще научиться. Так что общая трапеза для всех — встреча, школа видения друг друга, школа общения.
Еще один аспект. Наши трапезы развивают и трудовой навык: кушанье надо приготовить, столы накрыть, всем все подать, чтобы никого не обделить, а после трапезы все убрать, помыть. Ребенку всему этому тоже надо научиться…
Но трапеза у нас никогда не занимает все занятие. Она заканчивается естественным образом: наелись, напились, засиделись, хочется встать, подвигаться. Учителю нужно не упустить этот момент, не увлечься общением с родителями, которые наверняка заведут с вами педагогический разговор о своем сложном ребенке... Говорите, но не теряйте «пульса зала». Как только почувствуете, что дети начали «расползаться», закрывайте трапезу и переходите к следующему действию…» (Сурова Л. В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». – Клин: Христианская жизнь, 2006 – 480 с.)