История Прихода под редакцией Сергея Орлова

 К вопросу об истории Прихода

 «В течении второй половины 1991 года в районной газете «Суоярвский вестник» появлялись письма суоярвцев на тему: «Когда, наконец, в Суоярви будет православная церковь?» Уже пару лет проповедники евангелисты собирали народ на стадионах в РДК, призывая креститься в правильную веру. Крещение с полным погружением они проводили в бассейне, летом в озере Суоярви. Пастор из соседней страны Раймо быстро освоил русский язык. Видимо активность финских проповедников подстегнула и православных, тем более, что у гостей уже появилось и свое помещение, - церковь ХВЕ приобрела помещение бывшей столовой «Дружба» по улице Ленина.

В августе того же года в Суоярви по приглашению частных лиц побывал Епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил. Вопрос к Владыке был тот же: «Когда в Суоярви будет православная церковь?»

Ответ кого-то обескуражил, поставил в тупик: «Все зависит от вас, если не хватит у суоярвцев воли в этом вопросе, значит, время суоярвского храма еще не пришло», - сказал Владыка. Еще несколько месяцев шло осмысление сказанного. Никто не придет и не построит наготово, создавать общину нужно самим, - к этой мысли нужно было привыкнуть.

13 декабря заметка в районной газете за подписью Веры Воропаевой приглашала всех желающих на собрание по вопросу организации православной общины. Пришла в ДК на собрание и власть в лице мэра А. Угрюмого и начальника финансового отдела Т. Сидоровой. Было собрано необходимое количество подписей (фото 1). Избран председатель общины В.Ф. Воропаева, ее заместитель, казначей.

 

 

Вскоре в НордВестбанке был открыт счет №000700746 для сбора пожертвований на строительство храма. Люди собирали по 10, 50 рублей, кто-то дал 1.000. К маю счет достиг 1867 рублей. К февралю следующего года на счету было 5.000 рублей. О церкви речь не шла, но и на часовню (фото 2) не хватало. Между тем из налоговой уже требовали уплатить налог на прибыль.

 

 

Священника в общине не было, как и постоянной крыши над головой. Пару раз созванивались с о. Александром из Никольской церкви г. Сортавала (фото 3). Он не отказывал, откликался на просьбы, впервые за послевоенные годы крестил, служил панихиду на братской могиле воинов. Но на праздники он естественно, был занят на своем Приходе. Впервые службу на Рождество (кажется 1994 года) провел о. Стефан.

 

 

В Финляндии Рождество отмечают по новому летоисчислению, и о. Стефан по просьбе Владыки Мануила вместе с причтом приехал в Суоярви на наше Рождество. Народа было много, в зале Художественной школы (на ул. Победы) было тесно. Детям запомнились рождественские подарки (фото 4). Затем о. Стефан в разные годы еще приезжал в Суоярви и когда уже в Приходе был свой священник, о. Стефан служил в суйстамском храме св. Николая.

 

 

Путь  к своему храму у суоярвской общины был долог. Порой  приходится слышать споры, был ли в Суоярви православный храм в досоветское время или нет. Как ни странно, в споре правы обе стороны. Первое упоминание о приходской церкви Суоярви относится к началу XVIII века, Приход имел Успенскую церковь, а к концу XIX века появилась и вторая – Троицкая  (фото 5). Они просуществовали до начала войны 1941 – 1945 г.г. и поныне фундаменты храмов (фото 6) сохранились на северном побережье озера Суоярви.

 

 

 

А районный центр после войны сместился на южный берег озера в Сувилахти. Здесь была железная дорога, промышленность и населенные пункты Кайпа, Вяликюля, Сувилахти объединились в новое - Суоярви. В них, кроме Кайпы, раньше жило население лютеранского вероисповедания. Своя церковь у них располагалась на горке, где ныне районная гостиница.

Кайпа же считалась православной, правда церкви не имела. Но была старая часовня на кладбище у озера, ее перед самой войной перестроили. Вот, что писал финский краевед Л. Пелконен (перевод Светланы Бочковой): «…Перед войной кайпинцы строили новую часовню. Идейным вдохновителем этого дела был пожилой крестьянин Меньшиков, архитектор часовни И. Броке. 16 июля 1933 года часовню освятили во имя святого Илии Пророка. В Карелии это была самая большая часовня, ее высота достигала 12 метров…»

Место ее расположения найти пока не удается, у существующего кладбища следов часовни нет. Одна из бывших жительниц Суоярви указывала место часовни ныне занятое столовой птицефабрики, но получается, птицефабрика расположилась на месте кладбища?

Перед самой войной 1939 – 1940 г.г. Приход имел планы начать строительство в Кайпе или Сувилахти православного храма, но им не суждено было сбыться. Причащаться жители Кайпы и Сувилахти ходили за 10 км в Каратсалми в храм святых апостолов Петра и Павла на западном берегу озера Суоярви.

Самым последним был леппяниемский храм. Жители этой деревни имея часовню, посвященную празднику Сретенья, захотели иметь церковь. Активно собирали пожертвования, деньги, материалы собирали всем миром, жертвовали и люди из правительства. Об этом писал Лаури Пелконен: «…Церковь купили старую, русскую в Териоках, перевезли поездом. Собирали под руководством У. Кархонена в финском стиле (фото 7).  Валаамский монастырь подарил храму немало церковной утвари. 14 декабря 1930 года Архиепископ Герман освятил новую, старую церковь в память Преображения Господня.

 

 

При эвакуации в 1939 году большая часть церковного имущества и даже документов сгорела с началом Великой Отечественной войны. Когда в ходе нее финны вернулись в район, то нашли церковь святых апостолов Петра и Павла частично разрушенной, а Троицкий и Успенский храм сравнительно целыми. О Преображенском же нет данных. В 1994 году финским обществом «Суоярви» поставлены памятные кресты на фундаментах этих храмов.

 

Первый суоярвский священник нового времени о. Валерий Базанов появился в Суоярви в апреле – мае 1994 года, будучи еще диаконом. Приехал он без семьи, так как бытовых проблем было много. Позже выяснилось, что даже ночевать порой приходилось в машине. Потом жил на квартирах, пока начальник отделения Октябрьской железной дороги не выделил для Прихода квартиру в строящемся ведомственном доме.

Кроме богослужебной деятельности о. Валерий взял на себя и хлопоты по строительству в Суоярви церкви. От часовни решили отказаться – делать сразу церковь. Требовалась помощь предпринимателей района, и для этого был создан при администрации Суоярвского района Попечительский Совет. В него, кроме о. Валерия и главы администрации В. Григорьева, вошли: директор «Запкареллеса» Ю. Спиридонов, директор Поросозерского КЛПХ В. Теребов, директор Найстенъярвского лесозавода Е. Лобанов, начальник ПМК-85 Ю. Кузнецов, директор АО «Картонтара» В. Патраков, управляющий отделением №6640 НордВестбанка В. Бороздин, директор ООО «Ареал» Ю. Костянецкий, директор Суоярвского Леспромхоза А. Ларионов, директор Вешкельского зверосовхоза С. Князев, директор Лесхоза В. Литвинов и другие руководители предприятий.

Первое заседание Совета прошло при участии Епископа Петрозаводского и Карельского Мануила (фото 8).

 

 

Решался вопрос о выборе места под строительство, предлагалось заложить храм в сквере между районной администрацией и поликлиникой. Я и еще несколько прихожан предложили для этой цели горку на ул. Н.Идрисова, что возле картонной фабрики. Еще при финнах  она именовалась «Господской» (жили на живописной высоте братья Власовы, владельцы картонной фабрики). В конце концов, решили там и строить.

17 июня 1994 года постановлением главы местного самоуправления Суоярвского района за №126-П было произведено предварительное согласование на отвод земельного участка под строительство церкви. За изготовление эскиза будущей церкви взялся главный архитектор Госстроя РК Вячеслав Васильевич Бугашев. Наш земляк сделал это бесплатно, дальше проект делали в Запкареллесе. В. Бугашев взял для эскиза идеи от чертежей утраченной леппяниэмской церкви, так что черты русской церкви из Териок через Леппяниеми дошли и до Суоярви (фото 9).

 

 

Работы шли медленно, только почти через два года в мае 1996 года начались на участке планировочные работы (фото 10),

 

 

а еще через год, летом 1997 года – заливка фундамента (фото 11).

 

 

Служили это время и в Районном доме культуры, и в столовой картонной фабрики. 7 января 1995 года в Районном доме культуры прошла первая Рождественская служба. Там же 23 апреля и Пасхальная служба. Впервые с новой церковной утварью, приобретенной на средства благотворителей, богослужения в следующие годы состоялись в столовой картонной фабрики (фото 12), считали в столовой уместнее, чем в стенах, где регулярно организовывали дискотеки. Поэтому большим подспорьем для Прихода стала появившаяся часовня на ул. Гагарина. Под нее директор Запкареллеса (тогда АО Суоярвского леспромхоза) Юрий Спиридонов передал магазин предприятия.

 

 

После ремонта появилась часовня с алтарем, на Покров 1996 года в ней начались службы (фото 13). Освятили ее соответственно во имя святого Георгия Победоносца, небесного покровителя жертвователя.

 

 

Кстати, строящийся храм Владыка Мануил благословил освятить во имя Рождества Христова. Существовало мнение освятить его во имя Всех святых в земле Российской просиявших. За суоярвскую землю пало немало православных, не только в последних двух войнах, достаточно было войн и со Швецией. Многие из воинов носили имена святых, и церковь  во имя Всех святых в земле Российской просиявших как бы являлась памятником всем этим событиям.

Однако, Владыка Мануил благословил по-другому, в Приходе появилась церковь Рождества Христова. Впрочем, появилась она не так скоро. После заливки фундамента прошел еще год, пока на нем выросли три венца будущих стен (фото 14).

 

 

В сентябре 1998 года Епископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил строящийся храм (фото 15). Но и после этого работы шли не спеша, казалось, что для попечителей стройка стала обузой.

 

 

На фото 16 – первый Крестный ход в Суоярви.

 

 

Чем занимались в Приходе? Создавался хор, дети к праздникам готовили инсценировки на рождественские и другие сюжеты. Давали благотворительные концерты с целью сбора средств на храм, выезжали служить в поселки, на заставы с шефскими концертами. Часовню, кстати, обворовывали. Грабителей нашли, один из них каялся перед прихожанами.

Был и второй случай, наверно не имеющий прецедента. Со строящегося суоярвского храма украли надалтарный крест. Освободившийся заключенный и подростки решили наплавить из него золота и разбогатеть. Десятилетия без Бога оказали свое влияние на духовный уровень людей.

Стены нового храма поднимались медленно. Священник постоянно обивал пороги предприятий, главы которых являлись членами Попечительского Совета. Встречали чаще с раздражением.

Рождество хоть и служили в часовне, а на следующий день праздника служили молебен в храме без крыши – храмовый праздник. Да и в другие праздники молились на стройке, хотелось, чтобы завершился, наконец, этот долгострой.

Несколько раз в Приходе побывали и финские православные священники. По моему, среди бывших жителей Суоярви собирались средства на новый храм в городе. Обсуждалось, что купить для стройки, если не изменяет память, сошлись на средстве «Пинотекс» для покрытия деревянных стен, но развития эта идея, почему-то, не получила.

Памятны водосвятные молебны на Крещение Господне. О. Валерий объезжал колодцы, расположенные на улицах Фабричной, Кайманова, Победы и у гостиницы. Служились молебны. Свечи на снегу, темнота зимней ночи, хор – все было очень красиво. Но самое первое освящение колодца на улице Победы, напротив нынешней ДШИ, врезалось в память мне надолго. Народу пришло много, из емкостей преобладали ведра. После освящения батюшка просто не мог выйти из навалившейся толпы со всей утварью, поскольку все стремились к колодцу. После долгих криков: «Православные, пропустите!», ему кое-как удалось выйти. Решив набрать воды в более спокойный момент, я пришел вечером, но, увы, даже колодезное ведро с цепи было сорвано и унесено.

С 2002 года Приход не дожидаясь окончания строительства, начал службы в новом храме, хоть окна и двери в нем были заколочены досками.

18 марта 2002 года на Прощеное воскресенье в нем впервые крестились 14 человек. И Светлое Воскресение Христово под звон обрезанных газовых баллонов вместо колоколов уже Приход праздновал в новом храме.

 

 

 

 

 

 

Сергей Орлов