Церковный календарь

«Церковный календарь
и домашнее молитвенное правило»
Чередование праздников и памятей, по­стов и дней всеобщей радости в церковном календаре накладывает печать не только на храмовое богослужение, но и на всю жизнь христианина и неизбежно должно отражаться в его домашнем (келейном) молитвенном правиле.
Ярче всего это выражено в Светлую (Пасхальную) седмицу: вместо обычных утренних и вечерних молитв читаются, а луч­ше — и поются, Пасхальные часы. Во все дни до отдания праздника Пасхи всякое мо­литвенное правило (утреннее, вечернее, ко Святому Причащению и т. д.) начинается троекратным Пасхальным тропарем, а вме­сто молитвы «Достойно есть...» читается или поется задостойник Пасхи — припев и ир­мос 9-й песни Пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней...». Когда Святая Цер­ковь в период от Пасхи до Троицы в напряженном ожидании обетованного Спасителем сошествия Святого Духа исключает из сво­их молитвословий молитву «Царю Небес­ный...», эта молитва исключается и из лю­бого молитвенного правила.
Эти правила отражены в церковном календаре, а также в примечаниях к любому молитвослову.
Связь с церковным течением времени и праздниками отмечена в правиле ко Свято­му Причащению: после канона ко Прича­щению и молитвы «Отче наш» следует чи­тать тропарь дня или праздника, а перед воскресеньем — тропарь воскресный по гла­су (именно для этого воскресные и дневные тропари приводятся в молитвословах). Сто­ит пояснить, что каждому дню недели (сед­мицы) в церковном календаре соответствует определенная память: понедельник посвящен чествованию ангельских Сил, вторник — Пророка и Предтечи Иоанна, четверг — апо­столов и святителя Николая; среда и пятни­ца — дни Креста Господня (оттого они и являются постными на протяжении всего го­да), а в субботу воспоминаются все святые и совершается поминовение усопших.
Всякий воскресный день (Неделя по-церковнославян­ски) мы празднуем Воскресение Господа на­шего Иисуса Христа, при этом гласы — напевы тропарей, стихир и других молитвословий — чередуются каждую Неделю, от первого до восьмого, а с ними чередуются и сами воскресные песнопения, от тропаря до канона. Узнать глас соответствующей Не­дели (воскресенья) можно в церковном календаре или просто в храме.
При подготовке ко причащению на Свет­лой седмице вместо обычных канонов Госпо­ду Иисусу и Пресвятой Богородице полага­ется читать канон Пасхи с Богородичными. По благословению духовника это правило может быть распространено и на весь период до отдания Пасхи.
Для православного христианина естествен­но стремление внести переживание празд­ника в весь строй своей жизни — и конечно же в ежедневное молитвенное правило. Для домашнего молитвенного правила христиан-мирян нет строгого устава, но общий дух Устава Церковного и древние традиции полностью соответствуют этому стремлению. Безусловно, уместно и желательно вводить тропарь праздника или дня в утренние и вечерние молитвы, например, после молит­вы Ангелу хранителю. А в великие празд­ники Церкви хорошо прочитать или спеть и тропарь, и кондак, и величание праздни­ка в самом начале молитвенного правила, сразу после молитвы Господней.
Напомним, что по нескольку дней длится так называе­мое попразднство этих великих праздни­ков и лишь потом совершается отдание — завершающий день празднования; вплоть до отдания тропарь и кондак праздника жела­тельны в нашем келейном правиле. Дни от­дания неподвижных праздников — тех, дата празднования которых не меняется из года в год, — отмечены в месяцес­лове. Пасха отдается перед Вознесением, Вознесение — в пятницу перед Троицей, Троица празднуется неделю и отдается в субботу. Праздник Преполовения, не входящий в число двунадесятых, празднуется целых восемь дней: от среды 4-й седмицы по Пасхе до среды 5-й седмицы.
В Великий пост в храме многократно чи­тается молитва святого Ефрема Сирина; эта молитва, с великими (земными) поклонами, должна входить и в домашнюю молитву православных христиан. Обратите внимание на то, в какие моменты богослужения она чита­ется в храме: более всего как бы «на грани­це» разных чинов и последований, после благословляющего возгласа священника. По это­му подобию уместно употреблять ее и дома: после того, как прочитаны все молитвы утрен­него или вечернего правила. Молитвы на сон грядущим легко членятся на две части — до обычного окончания молитв, с «Достойно есть» и призывом благословения Божия, и последующие молитвы, начиная с молитвы святого Иоанна Дамаскина; уместно прочитать молитву святого Ефрема Сирина после каждой из этих частей (заметим, что допус­кается читать эти части вечернего правила раздельно: первую — в удобное время вече­ра, вторую — перед самым отхождением ко сну. Такая практика существует с древних времен). Во всякое удобное время дня можно и нужно также читать молитву святого Ефре­ма, в том числе и не соединяя ее ни с каки­ми другими молитвословиями».
 
(Полный православный молитвослов и Псалтирь.

 

Изд. Отчий дом. Москва 2008)